На Главную страницу nuBO.ru  На главную страницу nuBO.ru
| Опросы | Рассылка | Пивные Новости | Пивные фестивали | "Ящик Пива" |



Статья в газете "Ведомости"
"ВО МНЕ ЖИВЕТ ЗВЕРЬ КОНКУРЕНЦИИ"

Анатолий ТЕМКИН

    Генеральный директор пивзавода "Вена" Бэрри Маршалл хочет инвестировать в завод еще $40 млн.

Дядька МаршалСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Петербургский пивоваренный завод "Вена" долгое время остается загадкой для маркетологов и конкурентов: вложив $105 млн. в развитие производства и фактически построив на месте завода, существовавшего с 1872 г., современное производство, иностранные инвесторы взамен получили лишь скромные 3-5% петербургского и московского рынков. На две трети "Вена" принадлежит финской компании Sinehryhoff, входящей в группу Carlsberg, оставшиеся 33% - Европейскому банку реконструкции и развития. В марте генеральным директором "Вены" был назначен Бэрри Маршалл, до этого возглавлявший российский департамент Rothmans. По его мнению, для успешной работы компании акционерам необходимо продолжать инвестиции.

- Завод "Вена" всегда выпускал пиво в необычной для российского рынка таре - бутылке емкостью 0,3З л. Тем самым кампания подчеркивала элитарность своего продукта. В этом году вы перешли на бутылку емкостью 0.5 л. Означает ли это изменение маркетинговой политики кампании, смещение приоритета в сторону массового сектора?

- Переходя на пол-литровую бутылку, мы не поменяли нашу стратегию. "Невское оригинальное" по-прежнему продается в специальных бутылках емкостью 0,33 л. Для этой продукции есть свой определенный рынок - в Москве и Санкт-Петербурге. А "Невское светлое" мы стали разливать в пол-литровые бутылки исходя из требований потребителей. Дело в том, что, по нашим исследованиям, большинство российских любителей пива предпочитают пол-литровую тару - она для них привычней. Поэтому я должен признать, что в течение ближайших двух лет мы будем продавать основную часть нашей продукции в бутылках по 0,5 л. Это путь, которым идет рынок. В некоторой степени мы пытаемся приспособить западную технологию к российскому рынку.

- Пивной бизнес считается одним из наиболее прибыльных. Тем не менее "Вена" прошлый год закончим с убыткам в 3 млн. финских марок. Эти убытки связаны с ошибками в управлении предприятием или возникли по другой причине?

- Убытки в 1999 г. были неизбежны. Очевидно, что в этом году "Вена" также будет убыточным предприятием. Дело в том, что объем инвестиций в завод, которые за последние два года составили не менее 400 млн. финских марок ($62,5 млн), не позволяет надеяться на прибыль. Существуют амортизация основных фондов и проценты, которые мы регулярно выплачиваем по кредитам. Все это ложится тяжелым бременем на компанию. В течение планового периода - ближайших двух-тpеx лет - наш бизнес будет сопровождаться определенными потерями. Однако хочу отметить, что в 2000 г. есть признаки того, что потери будут значительно меньше, чем в прошлом.

- Какие меры сейчас принимаются в компании для снижения убытков?

Прежде всего, новые мощности, введенные в конце прошлого года, позволили нам в этом году увеличить объемы производства. В течение последних восьми недель завод работает в круглосуточном режиме. Мы рассчитываем на то, что эта ситуация продлится до конца сезона - примерно до начала сентября. Кроме того, надо понимать, что наступает стабилизация экономики страны в целом. Мы можем рассчитывать на некоторую стабильность в ценах на сырье, упаковочные материалы и комплектующие к оборудованию. Вообще, мы сейчас наблюдаем в экономике процессы, которые не могут нас не радовать. Мы надеемся, что программа десятилетней стабилизации, когда она будет принята, весьма благоприятно отразится на бизнесе в стране. Также стоит отметить, что существует еще одна программа - 18-месячная укороченная. Эти программы направлены на построение в России полноценной рыночной экономики. Мы с нетерпением ждем деталей и разъяснений к ним. Но влияние этих программ в целом можно назвать положительным.

- Есть ли у завода планы уменьшения импортной составляющей в себестоимости продукции?

- У нас очень хорошие отношения с перербургской администрацией. Они очень хотели бы, чтобы мы закупали больше сырья российского производства. Мы были бы очень счастливы это делать, но пока нас не устраивает качество сырья для пива. Администрация не единожды обращалась к нам с просьбой принять участие в инвестиционной программе по улучшению качества российского солода. В общем-то для нас было бы выгодно уменьшить импортную составляющую в себестоимости нашей продукции. В конце концов мы ощущаем себя российской компанией с российским персоналом. Наши покупатели тоже живут в России. Я считаю, что поэтому у нас есть определенные обязательства перед Россией. Мы хотим покупать больше сырья российского производства - такова наша политика.

А пока солод получаем только из Финляндии. Упаковку покупаем в разных местах В частности, бутылки поставляются на "Вену" частично из Украины, частично из Чехии. Спирт для слабоалкогольных коктейлей - российского производства. Вода - местная.

- В прошлом году у "Вены" появилось несколько мощных конкурентов. Прежде всего московская пивоварня "Рюрик -Efes" и калужская кампания South African Breweries. Изменилась ли позиция "Вены" на рынке страны?

- У меня уже есть стратегия, целью которой является противостояние этим компаниям на рынке. Прежде всего мы рассчитываем на увеличение мощностей "Вены". К сожалению, мы не можем произвести сейчас столько пива, чтобы удовлетворить всех заказчиков. Сейчас акционеры рассматривают вопрос о новых инвестициях в "Вену". Во-вторых, мы начнем уделять самое серьезное внимание Московскому и Центральному регионам. Мы уже открыли представительство в Москве и наняли персонал, который будет там заниматься не только продажами, но и маркетингом. С каждым днем в Москву уходит все больше и больше нашей продукции.

Рынок в Москве растет очень быстро. Я думаю, что московские и калужские пивовары сейчас с большим интересом смотрят на меня. Они видят во мне мощного северного конкурента. Но надо отметить, что эти компании производят действительно конкурентоспособное пиво. Они подняли общую планку качеству российского пива. А российский потребитель, в свою очередь, получил широкий выбор. Во мне живет зверь конкуренциию С этой точки зрения я хочу делать бизяес лучше, чем они. Поэтому мы перестраиваем свою маркетинговую политику, организацию продаж. Имея таких конкурентов, мы не можем позволить себе расслабиться.

- Один из учредителей Baltic Beverages Holding - кампания Orkla - вошла в группу Carlsberg. Тем самым "Вена" косвенным образом породнилась с "Балтикой". Возможны ли в будущем какие-нибудь согласованные действия двух Петербургских компаний?

- Сейчас ничего не обсуждается. Еще должен быть признан факт совершения сделки по Orkla. В том смысле, что сейчас проводится серьезный экономический анализ предприятий, которые и ней учавствуют. Это может занять несколько месяцев. Я не могу говорить за нашу материнскую компанию Но я думаю, что они довольны, став акционером весьма успешной компании. Нельзя забывать, что Carlsberg получила только часть акций ВВH. Но если бы "Вене" предложили совместные проекты с "Балтикой", мы бы остались также довольны такой кооперацией.

Я считаю, что конкуренция среди петербургских производителей пива носит здоровый характер. Она дает возможность выбора для потребителя. Но мы нашли свою нишу - "Вена" выпускает пиво только класса premium. Мы не производим продукцию в той ценовой категории, в которой paботает, например, "Балтика". Хотя эта компания на сегодняшний день является крупнейшей в стране, нельзя отрицать тот факт, что такая ситуация сохранится еще на долгие годы. С другой стороны, не надо забывать, что 75% нашего пива продается здесь, на северо-западе России. В этом регионе наше имя хорошо известно. С этой точки зрения мы можем назвать наш бизнес успешным. Этo наша сильная сторона. И здесь мы не боимся конкуренции. И если говорить об акцентах, то они немного отличаются от тех, которые делают наши конкурентыы.

- Будет ли продаваться пиво, произведенное на "Вене", в других регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга?

- Мы бы хотели продвигаться на восток, вглубь страны. Но пока нашу экспансию сдерживают только ограниченные производственные мощности. У нас уже есть продажи в Екатеринбурге и Новосибирске. Но нам очень трудно поддерживать эти продажи - продукции просто не хватает.

Пиво - очень объемный продукт, и он очень неудобен в транспортировке. К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что когда товар приходит к получателю, то упаковка оказывается помята, а бутылки разбиты.

Региональные рынки постепенно насыщаются пивом - на них уже началась конкуренция Но это другой для нас сегмент рынка, поскольку мы работаем в категории premium. По данным различных исследований, самое низкое потребление пива зафиксировано в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти регионы - основной ресурс для роста пивного рынка всей страны. Мы продолжим экспансию с увеличением мощностей, но сейчас "Вена" сосредоточена на московском и петербургском рынках. Около 75% "венского пива продается в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе страны и еще примерно 15-17% уходит в Москву. Остатки идут на экспорт и в другие регионы страны.

Кроме того, три недели назад мы подписали контракт на экспорт нашего пива в США. Это новый для нас рынок, но тот факт, что российское пиво будет поставляться в Америку, является свидетельством достижения высочайшего качества. Мы начнем поставки по окончании горячего сезона - осенью. Мы работаем на нескольких экспортных рынках. Мы экспортировали пиво в Израиль, Казахстан, Испанию, Эстонию и страны СНГ. Но для нас эти рынки не являются стратегическими. Для "Вены" важнее Россия.

- Когда произойдет увеличение мощностей "Вены"? Какие средства понадобятся заводу для этого?

- Мы сможем увеличить мощности завода через 18 месяцев. Для этого нужно сделать серьезные инвестиции - около $40 млн. И тогда "Вена" выйдет на мощность в 220 млн. литров в год.

А в этом финансовом году мы рассчитываем сварить 60 млн. литров пива. Если сравнивать июнь этого года и прошлого, то мы имеем рост объемов производства в 31%.



назад >>


Рассылка новостей
Фестивали >>

Старые выпуски до:
1.09.01
Выпуски за:
2001/2002 г
Новости за:
Март
Январь
Февраль

Разделы:
Новости
Курьезы
Слухи

Пивные еженедельки на
www.citycat.ru/beer

Пивные новости на
сайте союза российских пивоваров

www.propivo.ru

Что нового у:
Агой
Амур-Пиво
Афанасий-пиво
Аста-Бавария-Талаги
Бадаевский
Балтика
Барнаульский
Бавария
Бахус
Бочкарев
Братский
БрянскПиво
Букет Чувашии
Вена
Витязь
Волга
Волжанин
Воркутинский
Выборгский
Гамбринус
Дарьял
Дека
Балтика-Дон
Москва-Ефес
Иркутскпищепром
Ивановский
Калужский
Клинский
Красный восток
Лакинский
Лазурный
Майкопский
Москворецкий
Очаковский
Онежский гидролизный
Оша
Останкинский
Остмарк
Патра
Пермский
Пикра
Пивовар - Живое пиво
Пивоиндустрия Приморья
Радиант
РОСАР
Рязанский
Толстяк
Степан Разин
Самко
Славгородский
Сокол
Сургутский
Сыктывкарпиво
Тихорецкое пиво
Тиньков
Томское Пиво
Трехсосенский
Тула
Тверской
Углегорский
Хамовники
Челябинскпиво
Шико
Шихан
Ярпиво
| Опросы | Рассылка | Пивные Новости | Пивные фестивали | "Ящик Пива" |
 © 1999-2024 www.nuBO.ru aka beer.artcon.ru
 Макс Лубянов, Павел Егоров  E-mail: paul_egorov@mail.ru