На Главную страницу nuBO.ru  nuBO.ru / Статьи

Советские сорта пива в кинематографе. Часть 2.

Тема пива в советском кинематографе оказалась достаточно необъятная, так что быстро сделал продолжение еще из рассказа о 10-ти фильмах. Главным критерием отбора было наличие фильма в HD-качестве, чтобы предмет исследования был хорошо различим, потому несколько фильмов где пиво ярко показано, но разрешение картинки низкое - отложил на потом. Первый обзор фильмов - читайте здесь...
«Не может быть!» - кинофильм режиссера Леонида Гайдая снятый в 1975-м году на Экспериментальном творческом объединении киностудии «Мосфильм». Состоит из трех новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко, нас интересует первая - «Преступление и наказание». Действие происходит 21 августа 1927-го года. Брат жены главного героя работает торговцем в пивном ларьке и собственно как он торгует пивом подробно показано. Насколько верно антураж пивного ларька конца 20-х годов воссоздан в середине 70-х сказать сложно, несколько смущает гора варенных раков на прилавке, но может все эти раки, баранки и вобла и тогда вешались именно только ради антуража. Система розлива вполне могла такой быть, кружки специфической удлиненной формы, но тоже - вполне уместны для того времени (и возможно они не 0,5 л., метрическая система вводилась с трудом). Наливается правда уж слишком светлое пиво с неестественной шапкой пены, но очевидно это иллюстрация песни исполняемой Вячеславом Невинным:
- Скажем, в работе нашей
- Друг незабвенный мой
- Пиво всего однажды
- Взял и развел водой.
- И улыбнувшись криво,
- Крикнул в день суда:
- «Губит людей не пиво,
- Губит людей вода!».
Сцены снимали на фоне астраханского «Татар-базара», а вот какое пиво наливали в то время в ларьке, «Жигулевского» ведь тогда еще не существовало? Тогда в ходу были еще дореволюционные сорта, так что наиболее вероятно наливали - «Венское», «Баварское», «Пильзенское». Ну и если это Астрахань - то «Астраханского пивзавода», но может и других крупных заводов выше по течению Волги - «Жигулевского» или «Казанского». Насчет разбавления пива. Это явно практиковалось в СССР, на своем опыте могу рассказать - в ресторане «Жигули» на Арбате нам с братом хватило 3- литров (по 3 кружки) чтобы основательно захмелеть (хотя и сорт пива мог быть покрепче «Жигулевского»), а вот помница в пивнушке-гадюшнике на Красном Строителе, после 3-х кружек пива не почувствовал ничего, кроме того что живот полон воды...
«Мы из джаза» - комедийный музыкальный художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» (Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов) в 1983-м году режиссером Кареном Шахназаровым. Основное действие фильма тоже происходит в 1926-1928-м годах. В одной из сцен главные герои пьют разливное пиво в пивном ларьке расположенном в Москве (с рекламой «Пиво-Квас всегда у нас» и с изображением бутылки с совершенно неопознаваемой этикеткой). В сцене также видны пивные кружки удлиненной формы которые могли быть в конце 20-х годов, но часть кружек явно уже из 70-80-х, типичной позднесоветской формы, а героиня - зарубежная джазовая певица Клементина Фернандес (Лариса Долина) пьет пиво из английской пабной кружки, которые в СССР тоже производили, но уже после Войны в Риге и вероятно еще позже на других стекольных заводах. Если цвет пива более-меннее естественный, то это опять же - это может быть «Венское» или «Баварское». В Москве тогда работало три пивзавода - «Трехгорный», «Хамовнический» и «Шаболовский» (хотя к началу 30-х останется только «Трехгорный»).
«Покровские ворота» - двухсерийный художественный телефильм, снятый Михаилом Козаковым в 1982-м году на киностудии «Мосфильм» (Творческое объединение телевизионных фильмов). Драматургической основой для картины послужила одноименная пьеса Леонида Зорина, повествующая о событиях, которые происходили во второй половине 1950-х годов с жителями коммунальной квартиры у Покровских ворот. В картине есть застольные сцены, но пиво в них особо не видно. Один из героев картины - Аркадий Варламович Велюров (его играет Леонид Броневой) - куплетист-эстрадник. В одной из сцен Велюров пьет пиво зимой, у павильона «Пиво - Воды», где-то в центре Москвы. Кружки довольно типичные для 50-60-х годов, широкие, с крупными гранями, с ручкой под пару пальцев, цвет пива довольно темный, но это явно ошибки цветокоррекции (хотя для съемок вместо пива могли и квас налить). Цвет скорее янтарный и это вероятно «Жигулевское», одного из 3-х на то время пивзаводов Москвы - «Бадаевского», «Московского» («Хамовнического») или «Останкинского» (а «Москворецкий пивзавод», введен в строй только в 1959-м году). Вероятная цена кружки пива - 2 рубля 20 копеек (так как действие фильма происходит до деноминации цен в 1961-м году). В Ленинграде, насколько я слышал, в морозы пиво специально подогревали в чайниках, а насколько это было распространено в Москве - не знаю. Ну и куплет не из фильма, но как говорится, очень в кассу:
- У павильона «Пиво-Воды»
- Лежал счастливый человек!
- Он вышел родом из народа
- Но вышел и - упал на снег...
Для примера, бочковая этикетка сорта «Жигулевское» пивоваренного завода им. Бадаева (чуть более позднего времени чем в фильме):
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» - художественный фильм, снятый режиссером Леонидом Гайдаем в 1967-м году в павильонах «Мосфильма», а также в Крыму, на Кавказе и в Абхазии. Главный герой - Шурик (Александр Демьяненко) отправляется в научно-этнографическую экспедицию в «один из горных районов» где намерен изучать горские обряды и фольклор, в том числе тосты. Тосты произносятся под вино, но показано в фильме и пиво. Пиво пьют главные антигерои, троица - Трус (Георгий Вицин), Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов). Пиво они пьют из той самой металлической пивной бочки на колесах (правда не желтой, так как она не покрашена), емкостью 877 л. Видно как Моргунов кидает продавщице рубль, этого с лихвой хватит за все три кружки - стоимость пива вероятно составляло 22 копейки за кружку, но она несколько зависела от региона, а также от ценовой наценки предприятия общественного питания которое это пиво продавало. Хотя место действия - Кавказ, вероятно сцену снимали в городском парке города Алушты. Если этот так, то скорее всего наливают «Жигулевское» пиво одного из Крымских пивзаводов, которых в 60-х годах было пять. Наливают в стандартные широкие кружки. Ну и конечно, диалог троицы поистине стал крылатым:
- Жить, как говорится, хорошо!
- А хорошо жить - еще лучше!
- Точно!
Для примера, бочковая этикетка сорта «Жигулiвське» («Жигулевское»), «Севастопольского пиво-безалкогольного завода» (правда уже 70-х годов):
«Москва слезам не верит» - мелодраматический фильм режиссера Владимира Меньшова, снят на киностудия «Мосфильм» (Второе творческое объединение). Премьера состоялась в конце 1979-го года в московском кинотеатре «Звездный». В 1981-м году фильм был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственной премии СССР. Действие фильма происходит в 1958-ом и 1978-ом годах. В фильме много эпизодов с застольями, но в основном в них мелькает вино и водка. Один из героев ленты - Сергей Гурин (его играет Александр Фатюшин) - в 1958-м году восходящая звезда хоккея и жених главной героини Людмилы (Ирина Муравьева), а в 1978-м - алкоголик, бывший муж и бывший хоккеист. И одна из сцен с ним снята в московском баре с автоматами по розливу пива. Есть версия что это пивбар «Соски» на «Соколе», рядом с кинотеатром «Баку» (такое народное название он получил как раз из-за пивных автоматов). Пиво, скорее всего опять «Жигулевское», но в 1978-м году в Москве действовало уже 4 пивзавода и вводился в строй пятый - «Очаковский». По ценам - в таких автоматах обычно принимались 20-ти копеечные монеты, но поскольку цена кружки пива была 22 копейки, то пиво немного недоливалось до поллитра. В более дорогих заведениях, из-за ресторанной наценки, недоливалось уже довольно много. Так я бывал в конце 80-х в «Яме» на Столешниковом переулке, там за 20 копеек наливалось чуть больше половины кружки, так что нужно было сделать хороший глоток и второй монетой уже долить кружку полностью. В сцене видны уже познесоветские кружки 70-80-х годов. Видно что наливали себе по несколько кружек сразу, в «Яме» в конце 80-х старались делать также, так как к аппаратам выстраивались очереди, хотя кружек тогда уже не хватало и использовались в том числе и поллитровые стеклянные банки. В пивных барах места были обычно стоячие, с высокими столиками, до Войны, для таких пивных со стоячими местами был даже почти официальный термин - «американки».
В одной из заключительных сцен, когда главный герой Георгий Иванович (он же Гоша/Гога/Жора/Юрий), которого играет Алексей Баталов уходит в запой, то на столе кроме водки видны и бутылки с пивом. Бутылки без этикеток, с пробками на которых пробита вся необходимая информация (качество фильма HD, что позволяет как раз увидеть что пробки - с выдавленными надписями). Такими пробками закрывалось пиво «Жигулевское», хотя «Москворецкий пивзавод» закрывал ими и «Славянское». Пробки похоже еще алюминиевые, позже их стали делать из жести и покрывать лаком, они стали потемнее.
Собственно кронен-пробки от пива «Жигулевское» и «Славянское» «Москворецкого пивзавода», которые использовались как раз до 1978-го года.
«Большая перемена» - четырехсерийный художественный телевизионный фильм, снятый в 1972-1973-ем годах на киностудии «Мосфильм» (Творческое объединение «Телефильм») режиссером Алексеем Кореневым по мотивам повести Георгия Садовникова «Иду к людям». Фильм про вечернюю школу и на кадрах с пивом - двое учеников 9-го «А» класса Леднев и Ганжа (Евгений Леонов и Александр Збруев). Фильм снимали в Ярославле, на кадрах герои пьют темное пиво (наряду с «Жигулевским» в розлив часто наливали «Бархатное», хотя для съемок в кружки могли налить и квас). То, что это может быть именно квас еще намекает то, что старый «Ярославский пивзавод» (а «Ярпиво» откроют только в 1975-м году) судя по этикеткам «Бархатное» не варил, хотя может варил только на розлив и этикеток не сохранилось. Кружки уже позднесоветского дизайна, высокие и граненые, с барной меткой 0,5 л. и с ручкой под 4 пальца. Наливают героям пиво скорее всего из бочки на колесах, виден ее край.
«Афоня» - трагикомедия 1975-го года режиссера Георгия Данелии снятого на киностудия «Мосфильм» (Экспериментальное Творческое Объединение). Фильм тоже снимался в Ярославле. Кафе, где знакомятся главные герои Афоня и Коля (Леонид Куравлев и Евгений Леонов) называлось «Ассоль» и располагалось в районе Брагино, на улице Елены Колесовой, 50. Кафе там давно уже нет, хотя недалеко теперь открыто кафе с названием «Афоня» и с припиской - «та самая пивная...». Интересно что хотя фильм снят позже «Большой перемены» в кафе кружки старого образца, более низкие и широкие, с широкими гранями и ручкой под два пальца. Пиво здесь уже явно «Жигулевское» - светло-янтарное, скорее всего старого «Ярославского пивзавода», хотя и новый уже запускался в строй. Бочковых этикеток ни старого, ни нового пивзавода не сохранилось, так что привести их не могу, хотя может пиво наливали в кафе из бутылок и вот эти этикетки покажу. Для приготовления ерша Афоня использует водку «Экстра», стоимостью 4 рубля за поллитра без посуды (с посудой - 4,12).
Этикетка «Жигулевского» Ярославского пивзавода, как раз 1975-го года (судя по значку заказа в типографии).
«Ирония судьбы, или С легким паром!» - двухсерийный телевизионный фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый на киностудии «Мосфильм» (Творческое объединение телевизионных фильмов) в 1975-м году и впервые показанный 1 января 1976-го года по «Первой программе ЦТ». Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…», она была написана в 1969-м году. Сюжетная линия закручивается в бане, где главный герой Женя Лукашин (Андрей Мягков) с друзьями напивается до такого состояния, что улетает в беспамятстве из Москвы в Ленинград. Пиво в банях употреблялось повсеместно, по желанию "усугубляли" и водкой, что как видим могло привести к неожиданным последствиям. На кадрах видно что герои пьют «Жигулевское» (хотя этикетка на бутылке рваная и съехала с горлышка), которое им наливают банщик из бутылок в кружки. А кружки - самые разные по форме! Тут и классическая советская широкая и низкая кружка, и традиционная английская пабная кружка, и кружка цилиндрической формы. «Усугубляют» все той же водкой «Экстра». Сцену собирались снимать в Сандуновских банях, но в целях удобства, а главное экономии, решили не покидать киностудию и в итоге сцену сняли в цокольном этаже Мосфильма, где нашлось подходящее помещение со стенами из стеклоблоков. При этом в помещении - было весьма холодно, так что согревались именно пивом.
Какого из 4-х московских пивзаводов было «Жигулевское» в бане сказать сложно, предположим что пивзавода имени Бадаева, как самого крупного.
«Любовь и голуби» - лирическая комедия, снятая в 1984-м году на киностудии «Мосфильм» (Второе творческое объединение) режиссером Владимиром Меньшовым по сценарию Владимира Гуркина основанном на его же одноименной пьесе, написанной в 1981-м году. Съемки фильма велись летом в Карелии - в городе Медвежьегорске на берегу реки Кумсы. Хотя сцена которая нас интересует снималась рядом с Медвежьегорском, в небольшом поселке Пиндуши. Там на тот момент была действующая ремонтно-эксплуатационная база флота, куда заходили грузовые и пассажирские корабли. В сцене, главные герои Василий Кузякин и дядя Митя, сосед Кузякиных (Александр Михайлов и Сергей Юрский) купили пива и отправились на причал его пить. В кадре видна продавщица и ящики с бутылками и похоже что продавщица наливает пиво в кружки, стаканы и прочие емкости в виде банок и бидонов - из бутылок (так делают очевидно из-за того, чтобы не платить залоговую цену за бутылку - с 1981-го года она повысилась с 12 до 20 копеек, при цене собственно «Жигулевского» - 25 коп. за поллитра, ну и возможно продавщице нужно всю пустую тару обязательно вернуть на базу). Интересно что герои взяли сразу 6 кружек (плюс бидон литра на 2-3) и им не запретили уносить с собой столько кружек сразу, ведь другим же может их не хватить. Кружки разных форм, в основном уже новые - высокие, хотя пара более старого дизайна - низкие и еще видно кружку цилиндрической формы. Похоже что пью именно пиво, в ряд ли найдется другой напиток такого цвета, который дает такую пену при розливе из бидона в кружку. Ну и пиво тогда было менее крепким чем сейчас, так что 5-6 литров на двоих - не так уж это много.
Пиво было скорее всего именно «Жигулевское» и скорее всего «Петрозаводского пивзавода» (хотя пиво могли завозить и из Ленинграда). Вот этикетка «Жигулевского» «Петрозаводского пивзавода» начала 80-х годов.
«Вокзал для двоих» - мелодраматический кинофильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1982-м году на киностудии «Мосфильм» (Шестое творческое объединение). Место действие - станция Заступинск (прежде всего сам вокзал и привокзальный ресторан), где-то между Москвой и Душанбе. Хотя в реальности такой станции не существует и снимали прежде всего в Москве, на Рижском вокзале. В одной из сцен в ресторане видны два подвыпивших человека (одного из них играет Станислав Садальский, его роль в фильме так и называется - «алкоголик на вокзале»), сзади проходит главный герой Платон Рябинин (его играет Олег Басилашвили). Так вот, отлично видно что пьют местные алкоголики - это пиво «Адмиралтейское». Вообще-то «Адмиралтейское» московские пивзаводы вообще никогда не варили, это фирменный сорт пивзаводов Ленинграда, разработан он в 1975-м году, хотя и многие другие пивзаводы его варили (в том числе и на азиатской части страны). Пиво представляло собой версию «Рижского» с несоложенкой и большей степенью сбраживания. Цена за поллитровую бутылку до 1985-го года - 29 копеек без стоимости посуды (с посудой - 49 копеек). В ресторане, в зависимости от его категории, пиво могло быть с наценкой.
Этикетка пива «Адмиралтейское» от Ленпивообъединения имени Степан Разина, начала 80-х годов, скорее всего она и в кадре, надписи и герб Объединения явно совпадают.

© 1999-2024 www.nuBO.ru
Домашняя страничка Напишите письмо В Фейсбуке ВКонтакте В Untappd В Инстаграме В Живом Журнале В YouToube В Твиттере - X В Одноклассниках
CopyLeft Павел Владимирович Егоров