На Главную страницу nuBO.ru  nuBO.ru / Статьи

Теория и практика Бирофилии.
Коллекционная ценность пивных этикеток.

Для каждого коллекционера те или иные пивные этикетки имею совершенно различную коллекционную ценность. Дело в том, что при пополнении коллекции каждый собиратель придерживается вполне определенных принципов составления коллекции, которые отчетливо носят авторский и очень личный характер. И это вполне понятно, т.к. каждый коллекционер придерживается личных пристрастий и вкусов, у каждого свои, пусть и не всегда четко осознаваемые, собственные представления о том, что следует и что не следует включать в свою собственную коллекцию. Тем не менее, несмотря на все личностные или авторские особенности коллекции, есть в этих подходах нечто общее, что можно явно проследить. Попробуем это проделать.
На первый взгляд все коллекционеры пивных этикеток делятся на две большие даже не группы, а почти что партии. Одни считают полноценным коллекционным материалом этикетки типографского качества, т.е. этикетки абсолютно тождественные тем, что наклеивались на пивную тару, но никогда , тем не менее, не клеились на нее, т.е. так и не поступили в розничный оборот продажи пива. Другие считают полноценным коллекционным материалом только те этикетки, которые прошли полный технологический процесс, т.е. наклеивались на пивную тару, поступили в розничный оборот пивоваренной продукции и были сняты тем или иным способом с порожней пивной тары. В среде коллекционеров жаргонно первые этикетки, т.е. этикетки типографского качества, называются "ненаклейками", а вторые – "отмокашками", поскольку большинство таких этикеток отмачивается с бутылок.
Можно для краткости придерживаться этой жаргонной терминологии, но термин "отмокашка" не очень благозвучен, в отличие от вполне респектабельного термина "ненаклейка". Поэтому в дальнейшем изложении для этикеток типографского качества используется термин "ненаклейка", а вместо "отмокашки" используется термин "этикетка" в силу того, что именно "отмокашка" абсолютно точно является пивной этикеткой, в то время как ненаклейка подлинной пивной этикеткой, строго говоря, так и не стала, но могла бы, конечно, стать ею при определенных условиях.
Образно говоря, ненаклейка подобна девственнице, которая, конечно, по всем понятиям тоже женщина, но требуются более или менее основательные доказательства ее женской природы. Так и ненаклейка, она, конечно же, тоже является пивной этикеткой, но в силу того, что она никогда не клеилась на пивную тару, подразумевается, что имеются какие-то доказательства справедливости того утверждения, что она этикетка. На самом деле коллекционер, собирающий ненаклейки, абсолютно уверен, что он собирает именно пивные этикетки, просто потому, что: "ну, а чем другим они могут быть?".
Вся заметка, собственно говоря, посвящена, во-первых, максимально объективному обсуждению достоинств и недостатков ненаклееек как полноценного коллекционного материала для собирателей пивных этикеток, во-вторых, такому же объективному обсуждению достоинств и недостатков этикеток-отмокашек, и, наконец, в-третьих, обсуждению сравнительной коллекционной ценности ненаклеек и этикеток-отмокашек. И не стоит сразу принимать высказываемые соображения в штыки, а лучше непредвзято их прочитать до конца.
На самом деле чистых приверженцев собирания исключительно ненаклеек или исключительно этикеток невозможно найти, т.к. на практике подавляющее большинство коллекционеров пивных этикеток, если не абсолютно все, придерживаются смешанного подхода, т.е. пополняют свои коллекции и ненаклейками и этикетками. А далее одна группа коллекционеров при первой возможности заменяют этикетки ненаклейками типографского качества, а вторые – ненаклейки заменяют этикетками-отмокашками приемлемого для коллекции качества. О численном соотношении приверженцев того или иного подхода судить трудно, т.к. никто такими статистическими данными не обладает, но из опыта клубного общения складывается впечатление, что бОльшая часть коллекционеров предпочитают собирать пивные этикетки типографского качества, т.е. ненаклейки. Дополнительным и часто высказываемым в дискуссиях аргументом в пользу такого выбора у коллекционеров является то обстоятельство, что собирательство именно этикеток типографского качества широко распространено в международной практике коллекционирования пивных этикеток.
Вот здесь самое место подчеркнуть как промежуточное резюме из вышеизложенного то очень важное обстоятельство, что подавляющее большинство собирателей пивных этикеток заполняют "дыры" в своих коллекциях одинаково охотно и ненаклейками и этикетками-отмокашками, если данный экземпляр этикетки отсутствует в их коллекции. Т.е. коллекционеры проявляют полное единодушие в практике собирательства этикеток, используя такой смешанный подход.
Однако, как только начинаются обсуждения того, какой материал обладает наибольшей коллекционной ценностью, то немедленно начинаются горячие дискуссии, иногда доходящие до взаимных оскорблений, причем спорящие стороны занимают совершенно непримиримые позиции. Непримиримость и горячность обсуждений, так сказать, теоретических вопросов при полном и даже не обсуждаемом единодушии в практических подходах, честно говоря, вызывает недоумение. Но ларчик открывается просто.
В самом начале любого подобного обсуждения – ненаклейка vs. отмокашка - почти сразу происходит подмена предмета обсуждения. Сперва начинается обсуждение коллекционной ценности ненаклеек и этикеток, но почти немедленно дискуссия скатывается к обсуждению кто и что лично собирает, и почему это правильно, а остальные неправы. Т.е. обсуждение тех или иных вопросов коллекционирования и качества коллекционного материала подменяется обсуждением личных вопросов о том, кто, как и что собирает. Но обсуждение личных и авторских вопросов составления собственной коллекции не могут являться предметом обсуждения, потому что это личное дело каждого и обсуждению не подлежит, как и все личное. А вот поговорить о ценности того или иного коллекционного материала с максимально объективных позиций имеет смысл. Можно соглашаться или не соглашаться с аргументами, приводить свои контр-аргументы, применять на практике те или иные соображения – это тоже личное дело каждого. И цель настоящего обсуждения состоит, по крайней мере для меня самого, в выработке более ясного представления о ценности того, что на самом деле собирается при коллекционировании пивных этикеток.

Итак, сначала еще раз констатируем, что в собирании этикеток общепринятой является смешанная практика одинаково охотного включения в коллекции как ненаклеек, так и этикеток-отмокашек. Однако, при этом наблюдаются два предпочтения: у одних в пользу типографских ненаклеек, у других в пользу этикеток-отмокашек, т.е. коллекция складывается как бы из двух потоков коллекционного материала. Попробуем объективно проанализировать коллекционную ценность единиц, составляющих каждый из потоков.
Оба подхода имеют свои достоинства и свои же недостатки, которые заключаются в следующем.

ДОСТОИНСТВА коллекционирования НЕНАКЛЕЕК.
1. Очевидное и главное достоинство – это высокое качество коллекционного материала, который попадает в коллекцию. Типографские ненаклейки будто бы только что вышли из печатной машины, имеют нарядный новенький вид, не имеют потертостей, надрывов, на них нет следов грязи и часто следов клея (за исключением "самоклеек"). Такие этикетки не требуют никакой обработки и сходу могут помещаться в коллекцию.
2. С помощью ненаклеек довольно быстро наращивается объем коллекции: надо озаботиться по возможности подробными адресами пивзаводов, послать туда оплаченные обратные конверты и потом разбирать и систематизировать поступающий материал.
3. Ненаклейки всегда хорошо сохраняются в коллекции и не теряют товарного вида, в отличие от снятых с тары этикеток, которые для этого требуют специальных усилий.
4. Как правило, ненаклейки от пивзаводов присылаются по несколько экземпляров, поэтому быстро наращивается объем обменного фонда.
5. Ненаклейки подходят для международного обмена, как вскользь упоминалось выше.
6. Наконец, ненаклейки более охотно продаются и покупаются, что без сомнения является их достоинством, особенно в условиях нашего практически неразвитого рынка пивных этикеток. Однако это качество ненаклеек является одновременно и достоинством и недостатком (см. ниже)

НЕДОСТАТКИ коллекционирования НЕНАКЛЕЕК.
1. От многих пивзаводов очень часто присылаются некомплектные ненаклейки, хотя изначально в типографии изготавливались мультипозиционные этикетки. Поскольку многие собиратели пивных этикеток, включая поклонников этикеток-отмокашек, не собирают контр-этикеток, кольереток, укупорочной фольги, поясков и т.п., то этот недостаток может некоторыми коллекционерами рассматриваться даже как некое достоинство ненаклеек. Однако для собирателей полнокомплектных вариантов этикеток – это, безусловно, недостаток.
2. Ненадежность идентифицируемости ненаклеек по производителю пива. Этот недостаток является продолжением или, лучше сказать, производным от первого недостатка, и он становится совершенно очевидным, когда ненаклейка проходит вторые, третьи и т.д. руки при обмене и постепенно утрачивается информация о том, откуда и когда ненаклейка была прислана. Но опять-таки, для тех, кто игнорирует контр-этикетки, и сознательно выбрасывает из коллекции подробную информацию о производителе и хронологические данные о производстве пива и дате наклейки этикетки на тару - это опять же достоинство. Для составителей большинства специальных коллекций, любительских, исследовательских и профессиональных, это серьезный недостаток.
Ненадежность идентификации производителя по ненаклейкам порождает проблему в систематизации коллекционного материала, которую можно назвать "проблемой систематизации по брэндам". Многими авторитетными коллекционерами этот принцип провозглашается как единственно правильный, позволяющий корректно систематизировать этикетки в коллекции по брэндам. Понятно, что при отсутствии контр-этикеток или сознательном их выбрасывании ничего другого и не остается. Однако его применение то и дело приводит к противоречивому размещению этикеток в коллекции или к утрате интересной для коллекционера информации. Навскидку несколько примеров, например, на сайте Павла Егорова:
Брэнд "Жигулевское Московского Разлива" без всяких оговорок относится, как брэнд, к Останкинскому ПЗ, но помещен почему-то в "Брау сервис", Тверь: rtv5401.jpg
Брэнды "Белый медведь" и "Сокол" родились, если не ошибаюсь, в 1999 г. на "Амстаре", Уфа, но они тем не менее помещаются и в Efes-Москва (см. например mef1101.jpg) и в Efes-Ростов (см. например rer0101.jpg).
Т.е. принцип систематизации по брендам применяется противоречивым способом. С другой стороны, когда он применяется последовательно, то опять получается плохо. Опять пример навскидку.
Брэнд "ПИТ" появился в Новотроицке, Оренбургская обл., но если помещать этикетки только в раздел, посвященный этому пивзаводу, утрачиваются такие факты, что брэнд "ПИТ" много лет выпускался на Уфимском пивзаводе "Амстар" или на ЛВЗ "ОША"(Омск) с оригинальными этикетками совсем не похожими на другие ПИТовские этикетки, варился ПИТ также в Калуге (светлое, а не только крепкое). Все это выпадает из истории, как будто такого и не было вовсе, теряются этикетки и информация о них.
3. Абсолютная невозможность хронологической идентификации ненаклейки, за исключением бананов/огурцов, выпускавшихся в конце 50-х и начале 60-х годов, на которых иногда помещалась метка типографии с годом и месяцем тиражирования этикетки. Если производителя на ненаклейке худо-бедно еще можно как-то идентифицировать путем сравнения этикетки с экземплярами из чужих коллекций, с каталогами (если они есть), в процессе клубного общения и на многочисленных сайтах, то с хронологией совсем туго. А это уже не безобидный недостаток для тех, кто составляет хронологическую коллекцию. Кроме того, ценность этикетки, коллекционная и в денежном выражении, может сильно варьировать в зависимости от ее "древности". Но если на этикетке не указана дата, то ее хронологическая идентификация может быть осуществлена только с привлечением косвенных данных и весьма приблизительно. Словом, отсутствие хронологических маркеров на ненаклейке следует рассматривать как ее недостаток, снижающий ее коллекционную ценность, особенно для коллекций, составляемых по хронологическому принципу.
4. Риск получения в коллекцию этикеток из полиграфического брака. Этот риск обсуждался уже в связи с опечатками на пивных этикетках. Дело в том, что этикетка, снятая с тары, является полноценной этикеткой какие бы ошибки текста, вырубки или ориентации изображения она не содержала бы. Более того, такая этикетка является более ценной, т.к. тираж этикеток с ошибками изымается из технологического процесса, как только обнаруживается, бракуется и уничтожается, в силу чего такая этикетка становится относительно редкой и относительно ценной. Но когда ошибку содержит ненаклейка, то есть вероятность того, что тираж этих ненаклеек никогда не наклеивался на тару, был забракован, но не был уничтожен, а был передан в подразделения, высылающие этикетки по запросам коллекционеров. В результате зачастую из-за большого тиража таких бракованных ненаклеек многие коллекции могут содержать не редкую этикетку, а самый заурядный брак. Некритичное отношение к такого рода материалу приводит к засорению коллекции браком.
5. Риск получения в коллекцию пробных ненаклеек. Пробные ненаклейки могут представлять значительный интерес, поскольку это яркий иллюстративный материал к проектам эмиссии этикеток нового образца, которые по тем или иным причинам так и не были пущены в производство и никогда не клеились на пивную тару. Это особенно ценный материал для профессиональных коллекций дизайнеров этикеток, заводских музейных коллекций и для тех, кто специально собирает пробные и эскизные варианты пивных этикеток. Но для обычных коллекций, где не поддерживаются специальные разделы для пробных этикеток, подобные этикетки не представляют ценности и также засоряют коллекцию.
6. Риск засорения коллекции новоделами. Такой риск является прямым следствием коммерческой привлекательности ненаклеек, т.е. привлекательности пивных этикеток-ненаклеек как предмета купли-продажи. На различных обменных биржах выставляются для обмена и продажи большие партии бананов/огурцов и других этикеток прошлых лет. Современный уровень типографских технологий позволяет с большой легкостью скопировать и растиражировать любые этикетки прошлых лет. Эти, так называемые, новоделы, практически неотличимы от ненаклеек, и оценить их количество в общем пуле ненаклеек, обращающихся на обменных биржах и двустороннем обмене не представляется возможным. Вообще говоря, новодел - это высококачественная копия предмета коллекционирования, и должна в коллекции рассматриваться именно как новодельная копия, а не как подлинник, в данном случае, этикетки. Избежать новоделов можно только собирая этикетки, которые были сняты с пивной тары.
Частным случаем новодельных этикеток являются ксерокопии этикеток-текстовок, изготавливаемых не типографским способом, а с помощью подручных средств тиражирования. Хотя ксерокопированные ненаклейки-текстовки имеют такое же отношение к пивным этикеткам, как и цветные ксерокопии и фотографии этикеток к подлинным этикеткам, из-за их монохромности практически невозможно отличить ненаклейку-текстовку от ее ксерокопии. А это открывает неограниченные возможности для изготовления любых ненаклеек-текстовок, в том числе и таких, какие никогда изготавливались производителями пива. В их подлинности можно убедиться только сравнивая с настоящими этикетками-текстовками, снятыми с тары, которые имеют штемпельные надпечатки и прочие пометы, свидетельствующие об их подлинности.
7. Риск получения в коллекцию фальсификатов и подделок никогда не существовавших в действительности этикеток. Если индустрия изготовления новоделов пивных этикеток налажена, то в принципе не составляет большого труда, меняя расположение элементов рисунка, фрагментов текста и т.п. изготовить любое количество разновидностей этикетки и распространять (продавать) их под видом ненаклеек. Отличить обычную ненаклейку от типографски изготовленного фальсификата и подделки практически невозможно, и остается только гадать какое количество подделок обращается среди множества ненаклеек.
Еще проще изготовить фальшивую ненаклейку-текстовку, как об этом уже писалось выше.

ДОСТОИНСТВА коллекционирования ЭТИКЕТОК-ОТМОКАШЕК.
1. Очевидное и главное достоинство – это подлинность коллекционного материала, который попадает в коллекцию, поскольку любая этикетка, наклеенная на тару и с нее снятая является подлинной, независимо от того есть на ней опечатки, ошибки вырубки или другие элементы брака. Более того, все перечисленное даже повышают цену этикетки-отмокашки.
2. Этикетки по определению являются полнокомплектными, что очень важно для всякого рода специальных коллекций и для коллекционеров, предпочитающих помещение в коллекцию полнокомплектных вариантов.
3. Этикетки по определению легко идентифицируемы по производителю и по времени выпуска в обращение. Для них не существует проблемы "систематизации по брэндам": они могут размещаться в коллекции и по брэндам и по производителям с абсолютной точностью.
4. Полиграфический брак не снижает, а повышает ценность этикетки-отмокашки, т.к. такие этикетки вероятнее всего встречаются много реже обычных этикеток и, следовательно, являются более ценным коллекционным материалом. Аналогичные соображения касаются и пробных этикеток, хотя случаев обнаружения пробных этикеток наклеенными на тару пока в коллекционной практике не отмечено.
5. Отсутствие риска получения в коллекцию новоделов, фальсификатов и подделок, т.к. они не могут попасть в технологический процесс на пивзаводе и оказаться наклеенными на тару.

НЕДОСТАТКИ коллекционирования ЭТИКЕТОК-ОТМОКАШЕК.
1. Очевидный недостаток – это невысокое качество коллекционного материала, который попадает в коллекцию, хотя это не всегда так, и очень часто этикетки-отмокашки практически не уступают по качеству ненаклейкам. Этикетки могут иметь потертости, надрывы и прорывы материала этикетки, остатки клея на оборотной и лицевой сторонах этикеток, ничем не устранимые грязные и пивные разводья. Тем не менее, если этикетка тщательно отмыта, в гигиеническом смысле этого слова, от грязи, восстановлена с помощью подклеек, если на ней однозначно прочитываются все тексты, то она является полноценным коллекционным материалом практически для любой коллекции, кроме тех, которые составляются исключительно и принципиально из новеньких ненаклеек.
2. Труднодоступность коллекционного материала. Это тоже очевидный недостаток. Если получение ненаклеек достаточно простой процесс, то получение пива в таре с этикеткой от разных пивзаводов заводов практически невозможно или есть дело редкого или просто уникального случая, например, благодаря экскурсиям на пивзаводы или знакомствам в подразделениях пивзавода, т.е. является делом практически безнадежным. Можно организовать обмен пивом в таре с пиволюбами из разных регионов, но дело это хлопотное, дорогостоящее, требующее усилий и времени, т.е. тоже является делом практически недоступным и реализуется в лучшем случае эпизодически. Для пополнения коллекции этикетками остается только обмен, поиск, покупка и питье пива, а также рысканье, образно говоря, по "помойкам" и пунктам приема стеклотары.
3. Трудоемкость обработки этикетки перед ее помещением в коллекцию. Даже просто бумажная этикетка, приклеенная водорастворимым клеем, нуждается в отмочке, промывке и качественной сушке под каким-никаким прессом. Даже эта почти безобидная процедура отмочки иногда безвозвратно портит этикетки, если они отпечатаны на рыхлой бумаге, нестойкими красками или приклеены плохо растворимыми клеями. Синтетический не растворяющийся в воде современный клей тоже требует специальных усилий. В полный кошмар превратили жизнь собирателей этикеток-отмокашек все увеличивающиеся тиражи пластиковых этикеток, которые требуют специальных усилий для их съема с тары. Прозрачные пластиковые этикетки с выполненными белой краской текстами , хорошо смотрятся на таре зеленого или коричневого стекла или на таре прозрачного стекла на фоне янтарного пива, но очень проигрывают будучи переклеенными на тоновую или цветную бумагу, и плоховато смотрятся прозрачные этикетки после удаления с них клея какой-нибудь химией. Каждый раз нужны усилия, время и какие-то безобидные для здоровья химикалии, но даже от них такие распространяются запахи, что нужно искать специальные помещения или мириться с ними хотя бы на время. Это очень большой недостаток этикеток-отмокашек.
4. Трудности хранения этикеток-отмокашек. Неквалифицированно обработанные этикетки-отмокашки могут при хранении выцветать, плесневеть, склеиваться между собой или приклеиваться к месту хранения остатками клея. Поэтому обработка этикетки должна производиться с максимальным тщанием, иначе есть риск потерять этикетку в процессе хранения.
5. Невысокая обменная и коммерческая стоимость этикеток-отмокашек в сравнении с ненаклейками, особенно при международном обмене. Этикетка-отмокашка может представлять огромную ценность для коллекционеров на внутреннем "обменном поле", но быть при этом совершенно неинтересной для международного обмена, поскольку она не является ненаклейкой, более ценимой в международной практике собирания пивных этикеток.

Вот так выглядит попытка кратко и, по возможности, объективно представить обзор того, какую коллекционную ценность имеют или могут иметь ненаклейки и этикетки-отмокашки. Сравнение недостатков и достоинств собирания тех и других фактически каждым коллекционером делается субъективно, что и приводит к тому, что на практике одни предпочитают ненаклейки, а другие этикетки-отмокашки.
Одних более всего привлекает качество и количество этикеток в коллекции, в основном как картинок, без сомнения связанных с производством пива, и тогда без сомнения надо предпочитать ненаклейки. Собирание ненаклеек очень сходно с коллекционированием бирдекелей, где тоже очень трудно однозначно определить место и время производства того или иного экземпляра.
Других коллекционеров пивных этикеток больше привлекает подлинность коллекционного материала, возможность его безукоризненной систематизации, анализа и изучения этикеток как документального материала об истории производства, географии и обращения пивоваренной продукции.
И каждый волен составлять собственную коллекцию в соответствии со своими пристрастиями и вкусами.

Леонид Воронин.


© 1999-2024 www.nuBO.ru
Домашняя страничка Напишите письмо В Фейсбуке ВКонтакте В Untappd В Инстаграме В Живом Журнале В YouToube В Твиттере - X В Одноклассниках
CopyLeft Павел Владимирович Егоров